Новости
Фильмы про Дальний Восток, которые можно посмотреть во время самоизоляции
Чем занять себя в эти дни, если сериалы уже надоели, игровой приставки дома нет, а новости читать совсем не хочется? Ответ очевиден — смотреть хорошее кино.
Мы не будем рассказывать вам об и без того всем известных голливудских блокбастерах. Вместо этого предлагаем окунуться в мир кино о российском Дальнем Востоке, среди которого хватает и оскаровских лауреатов, и призеров фестиваля в Каннах.

«Моя Родина», 1933. Реж.: И. Хейфиц, А. Зархи.


Один из первых советских фильмов про Дальний Восток был запрещен к показу всего через месяц проката: власти сочли некорректным показанный в нем образ Красной армии.

Сюжет картины, первоначально очень тепло встреченной критиками, посвящен военному столкновению СССР и Китая в 1929 году. Тогда китайская армия после многочисленных провокаций попыталась захватить совместную Китайско-Восточную железную дорогу, но была разгромлена советскими войсками.
«Аэроград», 1935. Реж.: А. Довженко.

Съемку «идеологически правильного» кино про Дальний Восток доверили матерому уже режиссеру, автору так называемой «украинской трилогии» Александру Довженко.

Молодая Советская республика задумала построить на берегу Тихого океана, на самом восточном рубеже страны, новый город — Аэроград. За строительство выступают комсомольцы и колхозники, против — бывшие «белые» и японские диверсанты-самураи. За кем останется победа?

По некоторым данным, прообразом Аэрограда выступил только что основанный Комсомольск-на-Амуре.
«Волочаевские дни», 1937. Реж.: братья Васильевы.

Большинству из нас режиссерский тандем братьев Васильевых известен только по одному фильму — легендарному «Чапаеву». Но после него карьера любимых киноавторов Сталина отнюдь не завершилась.

Чтобы рассказать историю японской интервенции 1918 года, братья организовали экспедицию на Дальний Восток — поговорить с живыми очевидцами тех событий. Музыку для картины, увековечившей подвиг дальневосточных партизан, написал один из крупнейших композиторов XX века Дмитрий Шостакович.
«Внимание, цунами», 1969. Реж.: Г. Юнгвальд-Хилькевич.

К концу 1960-х дальневосточники уже хорошо знали об опасности, которую несут тихоокеанские цунами: в 1952 году разрушительная волна стерла с лица земли город Северо-Курильск. После этой катастрофы советское правительство приняло решение о создании в стране системы предупреждения о цунами.

Именно эта система в лице бесстрашных моряков на отдаленном посте оповещения в Тихом океане и стала героем данного фильма. Мирное течение их службы нарушает внезапное цунами, которому, впрочем, не сломить силу человеческого духа. Моряки успевают сообщить о происшествии на Большую землю, но какая судьба уготована им самим?
«Дерсу Узала», 1975. Реж.: А. Куросава.

Советский фильм, получивший «Оскар». Режиссерская работа Акиры Куросавы. Первая работа мастера на иностранном языке. На русском. Стоит ли говорить что-то еще?

Экранизация рассказов русского писателя и путешественника Владимира Арсентьева, который в странствиях по Уссурийскому краю заводит дружбу с необычайным таежным охотником Дерсу Узала. Впереди их ждет путешествие по тайге, полное опасных приключений.
«Злой дух Ямбуя», 1977. Реж.: Б. Бунеев.

Фильм о геодезической экспедиции в Хабаровском крае в районе горы Ямбуй снимался в Нерюнгринском районе Якутии и задействовал в качестве актеров настоящих эвенкийских охотников, никогда прежде не стоявших перед камерой.

Картина по духу напоминает триллер и рассказывает историю загадочного исчезновения трех членов экспедиции, за которым, по мнению местных племен, стоит злой дух горы. Атмосфера тайны и наличия мистического убийцы держится практически до самого конца. Лишь усиливает это настроение полностью безмолвная и безлюдная северная тайга, окружающая героев.
«Владивосток, год 1918», 1982. Реж.: Э. Гаврилов.

Фильм, о котором многие приморцы старшего возраста могут сказать, что они снимались в его массовке. Неудивительно, что на премьерных показах кинотеатры попросту не вмещали всех желающих.

Как и в «Волочаевских днях», здесь поднимается тема японской интервенции на Дальний Восток, которой предшествуют многочисленные интриги, провокации и покушения на жизнь местных лидеров молодой советской республики.
«Казачья застава», 1982. Реж.: В. Живолуб.

Амурский казак Алексей Бутов ушел на фронт Первой мировой войны еще в 1915 году, но задержался вдали от дома, участвуя в революции и гражданской войне на стороне «красных». Когда в 1923 году он, наконец, возвращается в родную амурскую станицу, его ждет неприятный сюрприз: жена за минувшие годы успела выйти замуж за лучшего друга и родить дочь, а единственный сын теперь не признает своего настоящего отца.

Один из первых фильмов, раскрывающих проблему семей, разрушенных Гражданской войной.
«Замри — умри — воскресни!», 1989; «Самостоятельная жизнь», 1992. Реж.: В. Каневский.

Автобиографическая дилогия Виталия Каневского разворачивается в приморском городке Сучан (ныне — Партизанск). Небольшой шахтерский город в этой картине напоминает арестантскую зону, а главные герои живут буквально в бараке, но при этом беззаветно любят всё, что их окружает. Драма поднимает тему нравов в провинции на закате сталинской эпохи и раскрывает архетипичных персонажей той поры.

Первый фильм удостоился «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля за лучший дебют, второй — Приза жюри Каннского кинофестиваля.

Стоит отметить, что вторая картина снята в более мрачной и гнетущей атмосфере и никогда не выходила в российский прокат.
«Как я провел этим летом», 2010. Реж.: А. Попогребский.

Фильм-призер Берлинского кинофестиваля получил награды за «лучшую мужскую роль» для обоих главных героев и «выдающийся вклад в искусство» для оператора Павла Костомарова.

По духу картина — предшественник недавно прогремевшего фильма «Маяк». Лента рассказывает о судьбе двух мужчин, заброшенных работать на метеостанцию на глухом чукотском острове. Единственная связь с внешним миром ограничивается рацией, в остальном герои предоставлены сами себе и окружающей их невероятной природе. И без того непростым отношениям метеорологов предстоит проверка, когда с Большой земли приходит сообщение о непоправимой трагедии в семье одного из них.

Лента снималась в течение трех месяцев на Чукотском полуострове, включая самую северную его точку — туманную станцию на мысе Шелагский. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа.
«Царь-птица», 2018. Реж.: Э. Новиков.

Единственная якутская картина в нашей подборке — победитель 40-го Московского международного кинофестиваля и лауреат множества международных премий.

Главный герой фильма — орел, однажды прилетевший в дом к семье стариков, живущих в глухой тайге. Птица остается вместе с людьми, которые теперь начинают о ней заботиться и подкармливать. Старика Миккипэру гложет подозрение, что орел прилетел к нему из-за того, что когда-то он разорил орлиное гнездо.